Пошла по рукам
На Востоке уверяют, что мужчина остается мужчиной до тех пор, пока у него есть хотя бы один палец. В таком случае герой ленты «Эдвард руки-пенисы» может быть спокоен — его либидо ничего не угрожает. Но и завидовать ему не нужно; как, скажите на милость, он должен справляться с повседневными мужскими обязанностями: вколотить гвоздь, открыть банку солений, выбить половик, сыграть в шахматы с сыном, — занятия, благодаря которым обычные представители сильного пола утверждаются перед своими вторыми половинками, недоступны для нашего Казановы, потому что у него не то чтобы руки не из того места, а это даже и не руки вовсе.
Таким образом, получаем дрожащий от внутреннего напряжения сюжет: неустроенный и одинокий субъект неопределенного возраста занятий и ориентации пребывает в безмятежном гнетущем одиночестве, которое не расколется и не схлынет до тех самых пор, пока в его уныло-гранитные покои не вступит она — та, что сумеет принять Эдварда таким, какой он есть. Большинство из женщин, что отвернулись бы от него в первые же минуты их знакомства, конечно же, не знают, что упускают. Ведь уже совсем скоро они убедились бы и разглядели весь потенциал, а точнее, потенциалы своего суженого.
Приоткроем завесу тайны: в фильме все случится именно по этому незатейливому сценарию, но зритель, пусть и поглощенный «ловкостью рук» главного героя, все же не перестает задаваться вопросом, как Эдварду устроить свой быт за пределами постели и своего крошечного мирка, огороженного частоколом? Не идти же в цирк уродов — ему нужно инвертировать свой недуг в талант, преобразить свою стеснительность в харизму, а неудовлетворенность — в инстинкты.
Замечаете ли вы, как «Эдвард руки-пенисы» близок русской художественной традиции? Это одно из немногих произведений порнографического оттенка, которое фактически представляет собой басню, по крайней мере оно до краев наполнено басенными и сказочными мотивами: жил-был какой-то беспечный дурак, лежал на печи, но вот захотелось дураку то ли любви, то ли приключений, он и отправился за ними в тридевятое царство, тридесятое государство, чтобы постичь свой путь, самого себя и ту самую любовь, без которой никак. Эдвард руки-пенисы, конечно, ни в какое путешествие не отправлялся, однако определенный путь он проделал — от невозмутимого и скучного флегматика до «мастера на все руки», сердцееда и обольстителя.
Напрашивается и еще одна «русская» параллель: Эдвард руки-пенисы — это своеобразный Юрий Долгорукий, который между тем не стремится к завоеванию земель, а хочет лишь отстоять свое жизненное пространство и право быть здесь и сейчас. «Глаза боятся, руки делают», «дурная голова рукам покоя не дает», «руки золотые, да рыло поганое», — как видно, даже устное народное творчество словно бы вторит нашей догадке.
И да, он же — «маленький человек» с полным набором комплексов и страхов, обиженный природой и оскорбленный человечеством, он ищет, но все никак не обрящет; и лишь за пределами отчаяния, там, где его судьба сомкнется с другой судьбой, предначертанной то ли богом, то ли дьяволом, лишь там он почувствует облегчение, словно вернулся после долгой жатвы домой, хотя вроде бы никуда и не уходил.
Курсируют слухи, что Тим Бертон, обожающий мрачные сказки и «футлярных» героев, объятых непереносимой меланхолией, однажды заполучил сценарий фильма «Эдвард руки-пенисы» и переиграл его на свой лад. Не имея возможности подтвердить или опровергнуть эту информацию, заметим, что если Эдвард руки-ножницы ищет счастья, то его «коллега» с руками-пенисами — лишь удовлетворения. И в этом случае неизвестно, кто кого пародирует, насмехается и увиливает. Известно лишь, что на каждого Эдварда руки-пенисы найдется своя Сара руки-влагалища; да и вообще руки-пенисы — это, согласитесь, не так безнадежно, как руки-крюки и уж точно лучше, чем руки-миксеры или руки-фумигаторы.
10 из 10
к слову, оценка получше, чем у ряда современных фильмов.
https://www.kinopoisk.ru/film/696935/